МОСКВА, 21 ноября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в партнерстве с Ежегодной бизнес-премией «Компания/Персона года» — 2023 представляет результаты опроса россиян о пользовании банковскими услугами о и том, какие российские банки они считают лучшими.
Карты, деньги и кэшбек |
Банковская система — неотъемлемая часть современного мира. Банки способствуют развитию экономики, предоставляя необходимый капитал для инвестиций, инноваций и предпринимательства, а также обеспечивают частным лицам доступ к финансовым услугам. Ноябрьский опрос ВЦИОМ показал, что наши соотечественники активно обращаются к различным банковским услугам: ими пользуются девять из десяти россиян (88%). В числе наиболее популярных — дебетовая пластиковая карта для получения пенсии, зарплаты, стипендии (65%), оплата коммунальных услуг (40%), денежные переводы (37%). По 27% отметили кредитные карты и накопительные бонусные программы — кэшбек (возврат части суммы покупки) или начисление баллов.
|
Потребительским кредитом для личных нужд пользуются 17% россиян, каждый десятый имеет ипотечный кредит в банке (11%), 3% — автокредит. Потребительский кредит и ипотеку чаще берут граждане 25-44 лет (кредит имеют 26% и 24% соответственно, ипотеку — 23% и 22%). В этом возрасте люди часто создают семьи, отделяются от родителей, возникает потребность улучшить жилищные условия или приобрести жилье в собственность, что способствует увеличению спроса на потребительские и ипотечные кредиты.
Инструменты увеличения дохода при участии банков менее распространены: 13% делают срочные вклады под проценты, 7% инвестируют в акции, облигации и другое, еще 3% обладают валютными вкладами.
Как мы выбираем банк? |
Первое место в перечне факторов выбора банка занимает надежность — эту характеристику назвал каждый второй россиянин (50%). На втором месте сразу два критерия: размер процента по вкладам и удобное мобильное приложение банка (по 28%). Мобильные технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что при выборе банка этот фактор оказывается почти так же важен, как наличие отделений недалеко от дома (27%), и обходит такие характеристики банка, как программы лояльности (22%), выгодные кредитные программы (15%), стоимость обслуживания карт, счетов (10%). Рекомендации близких оказались значимыми для 12% россиян.
|
Надежность банка — первоочередное условие выбора для россиян из всех возрастных групп. Граждане до 45 лет, более активные и вовлеченные в современные технологии, чаще говорят о наличии удобного мобильного приложения (по 43% в группе 18-24 и 25-34 года и 36% в группе 35-44 года), а также программ лояльности (42% в группе 18-24 года, 37% в группе 25-34 года и 29% в группе 35-44 года). В группе россиян старше 45 лет второе и третье места отводятся процентам по вкладам (29-34%) и наличию отделений банка в шаговой доступности (26-33%), такой подход к выбору банка можно назвать традиционным.
Лучший для всех и для молодежи |
Шесть из десяти россиян назвали лучшим российским банком Сбербанк (58%). На втором месте — Тинькофф Банк, его указал каждый четвертый (23%). Замыкает тройку ВТБ с показателем 17%. В топ-5 вошли также Альфа-банк (9%) и Россельхозбанк (5%). Молодые россияне до 25 лет считают лучшим Тинькофф Банк (68%), Сбербанк в этой группе второй (59%). Чем старше россияне, тем реже они называют Тинькофф (8% в группе старше 60 лет).