МОСКВА, 24 ноября 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные совместного с Премией «Лучшие в России — компании и персоны года» опроса россиян допенсионного возраста о наиболее привлекательных компаниях для трудоустройства.

Компания мечты

В ходе опроса россиянам трудоспособного возраста предложили выбрать наиболее привлекательные для работы российские компании. Второй год подряд рейтинг возглавляет «Газпром» (40%, 2021 г. — 32%). Далее с ощутимым отрывом следуют сразу три одинаково популярные компании — «Российские железные дороги» (16%), «Роснефть» (15%) и «Яндекс» (14%). Каждый десятый опрошенный назвал «Сбербанк» и «Росатом» (по 10%). По 9% хотели бы работать в «Лукойле» и «Роскосмосе», 7% — в «Норильском никеле». Реже в ответах фигурировали такие компании, как «Тинькофф банк» (5%), «VK» (до 2021 г. — Mail.ru Group), «Северсталь», «Лаборатория Касперского» (по 4%), «Ростелеком» (3%) и «Башнефть» (3%).

Ни в одной из предложенных компаний не хотелось бы работать 13% опрошенным. Менее предпочтительны они оказались для 45-59-летних, что может объясняться невысокой заинтересованностью и актуальностью вопросов трудоустройства для этой возрастной группы (20%).

Трудовые предпочтения имеют гендерную, поколенческую и региональную специфику.

  • «Сбербанк» пользуется большей популярностью среди женщин трудоспособного возраста — эту организацию они называли вдвое чаще мужчин (13% vs. 7% среди мужчин). С «Норникелем» ситуация обратная — работать там хотели бы каждый десятый мужчина и лишь каждая двадцатая женщина (10% vs. 5% соответственно).
  • Российскую молодежь 18-24 лет привлекают банковская сфера и информационные технологии — чаще других возрастных групп в их ответах фигурировали «Сбербанк» (16%), «Ростелеком» (8%) и «Тинькофф банк» (13%). «Яндекс» с одинаковой частотой называли обе «молодежные группы» (18-24-летние — 24%, 25-34-летние — 20%).
  • Жители Северо-Кавказского федерального округа чаще других хотели бы работать в «Газпроме» (57%), дальневосточники и сибиряки — в крупнейших компаниях добывающей отрасли — «Роснефти» (32% и 23% соответственно) и «Норникеле» (15% и 14% соответственно). «Яндексу» отдали бы предпочтение жители Центрального и Северо-Западного федеральных округов (по 19%), в частности москвичи и петербуржцы (29%).

В поисках информации о работодателях

С годами россияне стали чаще оценивать потенциального работодателя на основе информации, полученной из интернет-ресурсов, нежели из традиционных СМИ. За 15 лет востребованность интернета в этом вопросе выросла в 8 раз (49% vs. 6% в 2007 г.), официальных сайтов организаций-работодателей — в 4 раза (28% vs. 7% в 2007 г.). Популярность обращений к отзывам бывших и действующих сотрудников организации снизилась по сравнению с прошлым годом (−8 п.п. с 2021 г.), вернувшись к показателям 15-летней давности (45% в 2007 г.). Если в 2007 году отзывы работников компании были главным источником информации, то сегодня они, как и традиционные медиа, уступают интернету. Каждый пятый оценивает привлекательность компании на основе публикаций в печатных СМИ, сюжетов на ТВ и радио (22%), на 15 п.п. реже в сравнении с 2007 годом.

Доля тех, кто для этой цели обращается к рекламным объявлениям о вакансиях, снизилась за этот период в 2,5 раза (27% vs. 11% в 2022 г.). Тот же вывод справедлив по отношению к информации, полученной на собеседовании (24% vs. 10% в 2022 г.). Каждый десятый оценивает потенциального работодателя на основе слухов (10%), 5% — на основе информации, предоставленной кадровым агентством (5%), за 15 лет востребованность этого источника информации снизилась втрое (15% в 2007 г.).

Не зарплатой единой

Хорошая зарплата — основной критерий при выборе работы для россиян трудоспособного возраста. Важность данного фактора они в среднем оценили на 4,70 балла из пяти возможных. Материальная составляющая — главная, но далеко не единственная: далее с небольшим отрывом следуют полное и своевременное выполнение компанией своих обязательств (4,64 балла) и соблюдение норм безопасности при организации рабочего процесса (4,58 балла).

Почти в равной мере при выборе места работы россияне обращают внимание на возможность применения профессиональных знаний и навыков (4,52 балла), стабильность (4,51 балла) и благоприятный психологический климат в коллективе (4,49 балла). Физическую среду — комфортные условия на рабочем месте оценивают чуть ниже — на 4,37 балла из пяти.

И хотя с приходом пандемии «удаленка» стала трендом на рынке труда, возможность работать дистанционно оценивается россиянами как менее значимый фактор при трудоустройстве (3,35 балла), чего нельзя сказать об удобном графике работы (4,33 балла). Чуть менее графика работы значим социальный пакет (4,32 балла), сильный менеджмент (4,17 балла) и возможность обучения за счет работодателя (4,10).

Ожидания и реальность

Представления об идеальном работодателе лишь частично совпадают с условиями труда на текущем месте работы. Больше всего трудоустроенных россиян на текущем месте работы устраивает удобный график (4,36 балла из 5 среди опрошенных трудоспособного возраста). Соблюдением норм безопасности и выполнением компанией своих обязательств они в среднем удовлетворены на 4,33 и 4,32 балла соответственно. Возможность применить профессиональные знания и навыки на текущей работе россияне также оценивают выше среднего — на 4,28 балла. Далее следуют психологический климат в коллективе (4,24 балла) и условия на рабочем месте (4,21 балла). Чуть меньше работающие россияне удовлетворены социальными льготами, предоставляемыми работодателем (3,93 балла), своей заработной платой (3,83 балла) и эффективностью менеджмента (3,83 балла). Меньше всего их устраивает стабильность работодателя (3,77 балла), возможность обучаться за его счет (3,69) и работать дистанционно (3,32). Низкие оценки по последнему параметру могут быть обусловлены спецификой многих профессий, не предусматривающих удаленную занятость.

Партнеры

При поддержке


Генеральный медиапартнер
Аналитический партнёр
Генеральный информационный партнёр
Стратегический информационный партнер
Официальный информационный партнёр

Коммуникативный партнер

                 Партнёр

 

Информационные партнеры